Владимир Емельянов БИОГРАФИЯ


ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВ. 1940 ГОД.




АННА НИКОЛАЕВНА ЕМЕЛЬЯНОВА




В.Н.ЕМЕЛЬЯНОВ. 1950-Е ГОДЫ.




В.Н.ЕМЕЛЬЯНОВ. 1950-Е ГОДЫ.




ГЕДЕОНОВ. КИНОПРОБА. (Ф.«ТРЕТЬЯ МОЛОДОСТЬ»)




НИКОЛАЙ ФОМИЧ (Ф.«В ОЖИДАНИИ ЧУДА»)


20 июня 1911 года в Перми в семье Николая Николаевича и Соломеи Ельферьевны Емельяновых родился сын Владимир, будущий народный артист России, популярный киноактер.
Детство Володи проходило в суровые для России годы перемен, голода, разрухи. Молодая Республика Советов только начинала новую жизнь после октябрьской революции и гражданской войны.
Рабочие и крестьяне, стали новыми хозяевами земли. И конечно же, интересы трудового народа должно было отражать искусство. Лозунг В.И.Ленина – «Искусство принадлежит народу» разошелся по стране.
Во многих городах стали появляться самодеятельные полупрфессиональные театры рабочей молодежи. Стремление молодёжи активно вмешиваться в дела производства, пропагандировать его передовиков, давать бой лодырям, пьяницам, бюрократам, помогать делу строительства социализма составляло сильную сторону трамовского движения, основу его интенсивного развития.
Окончив школу, четырнадцатилетний паренек Володя Емельянов, уже принявший для себя решение стать артистом, идет в открывшийся в Перми Театр Рабочей Молодежи. Это был первый ТРАМ на Урале.
Половина труппы до премьеры никогда не выходила на сцену. У театра долго не было своего помещения. Все участники движения, кроме ТРАМа, работали еще и на предприятиях. Но каждый год зрителям представлялось по 25-30 премьер.
И Володя очень много играл на этой сцене, ставшей впоследствии Пермским (Молотовским) драматическим театром, одновременно он учился в театральной студии при ТРАМе.
Сценарии трамовцы, как правило, писали сами, сами рисовали афиши, сочиняли музыку, шили костюмы. Сами выходили на сцену. Среди тех, кто принимал в этом самое активное участие была и будущая жена Владимира Емельянова, Анна Николаевна Матевицкая.
Они вместе играли, дружили, пока не поняли, что любят друг друга. В 1934 году состоялась их свадьба. Вместе им суждено было прожить 41 год. 5 марта 1936 года в семье Емельяновых родился сын Леонид, а через 18 лет, уже в Москве родилась дочь Наташа.
Тем временем были новые роли, новые встречи, новые достижения в искусстве.
В 1941 году, ввиду болезни сына, Владимир Николаевич переезжает в город Клинцы и поступает на работу в Клинцовский драматический театр, но вскоре возвращается в Пермь (Молотов), в тот театр, который стал его родным домом. За годы работы в Пермском театре Емельянов сыграл на сцене более 100 ролей. Среди них: Иван Грозный «Великий государь», Полежаев «Беспокойная старость», Тихон «Гроза», Тетерев «Мещане», Кошкин «Любовь Яровая», Бенедикт «Много шума из ничего».
Для Пермских зрителей и театрального искусства Урала в 40-е годы, Емельянов один из самых любимых, уважаемых и популярных артистов. Еще не будучи киноактером, его уже узнавали на улицах, просили автограф. В годы Великой отечественной войны Владимир Николаевич неоднократно выезжал на передовую в составе фронтовой театральной бригады.
В 1951 году за большие заслуги в области театрального искусства Владимиру Николаевичу Емельянову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Для Урала, это редкое по тем временам звание.
Популярность Емельянова, его способность создавать противоположные по характеру роли, его неповторимый тембр голоса дошли и до Москвы.
В марте 1952 года режиссер Михаил Калатозов приступил к съемкам фильма о жизни и деятельности Феликса Эдмундовича Дзержинского. К тому времени в кино эту роль в нескольких фильмах воплотил артист МХАТа Василий Марков, но те небольшие эпизоды, которые сыграл этот талантливый артист, не могли дать гарантию, что актер справится с главной ролью в новом фильме.
Емельянова пригласили на кинопробу, которую он успешно прошел. Причем внешне Владимир Николаевич был не очень похож на героя, которого ему предстояло сыграть. Оставалось главное – воплотить на экране внутреннюю энергию Дзержинского, фигуры неоднозначной, сложной.  
Умные  внимательные глаза Владимира Емельянова, его волевая душевная сосредоточенность, непоказная скромность в сочетании с внутренним достоинством помогли ему донести до зрителей мужество, убежденность, несгибаемую волю, трогательную заботу о человеке, железного «рыцаря» революции – Феликса Дзержинского.
К сожалению фильм ждала тяжелая судьба, первоначально центральное место в картине, наряду с Дзержинским и Лениным отводилось Отцу Народов товарищу Сталину. Артист Михаил Геловани последний раз в своей жизни исполнял эту роль, было отснято довольно много материала, фильм был готов к сдаче и вышел в прокат ограниченным тиражом, так как его премьера совпала со смертью Сталина. Последующие за ней перемены в жизни Советской страны наложили свой серьезный отпечаток на судьбу картины. Ее запретили к показу и дали указание режиссеру Калатозову переснять материал без участия Михаила Геловани. Так из фильма «Феликс Дзержинский» были вырезаны все кадры со Сталиным, а многие сцены сняты заново. Второе рождение картины состоялось в 1956 году под названием «Вихри враждебные».
Рубен Симонов, посмотрев «Дзержинского», пригласил Владимира Емельянова войти в состав знаменитой труппы театра имени Евгения Вахтангова. Семья Емельяновых переезжает из Перми в Москву. В театре в те годы работали Цецилия Мансурова, Андрей Абрикосов, Николай Плотников, Иосиф Толчанов, Николай Гриценко, раскрывался в полной мере талант молодых артистов Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Юлии Борисовой.
Симонов доверял Емельянову главные роли, он был занят в нескольких спектаклях, но, к сожалению Владимиру Николаевичу, по сути провинциалу, было очень трудно войти в сложившийся московский коллектив. Да и сами вахтанговцы не смогли принять нового артиста, которому вдобавок поручали главные роли в спектаклях.
В 1956 году Емельянов уходит из театра имени Евгения Вахтангова. На его пути появляется «большое кино».
Именно оно принесет ему заслуженную славу, успех, признание советских зрителей.
В 1954 году зрители увидели Владимира Емельянова сразу в трех фильмах: режиссера В.Басова «Школа мужества», режиссера Л.Лукова «Об этом забывать нельзя», режиссера Т.Лукашевич «Аттестат зрелости». С этого года до самого последнего дня жизни Владимир Николаевич снимается в кино, по две-три картины в год.
В силу внешности, Емельянову предлагают играть роли военных или партийных деятелей, сколько же офицеров и генералов, политруков и секретарей обкома переиграл он в кино. Но среди этого была и классика, были и генерал-губернаторы, офицеры русского морского флота, купцы.
Емельянов в своей работе не раз обращался к биографическому историческому жанру, кроме Дзержинского, он воплотил на экране образы Антона Семеновича Макаренко и Максима Горького.
Макаренко в исполнении Емельянова - чуткий, внимательный к воспитанникам, искренний и добрый человек.
В фильме «Аппассионата» зрители увидели Емельянова в роли великого пролетарского писателя А.М. Горького, внешне актер был удивительно похож на Алексея Максимовича.
К наиболее важным работам Владимира Николаевича можно отнести такие роли, как Петр Петрович Рогозин «Первые радости» и «Необыкновенное лето», Кондратьев «Бессмертный гарнизон», Вершинин «Планета бурь», Николай Григорьевич Вохминцев «Тишина», Кент «Король Лир».
За 33 года работы в кино Владимир Емельянов снялся более чем в 60 фильмах.
Многие из них очень популярны и любимы до сих пор: «Дело «Пестрых», «Когда казаки плачут», «Ко мне, Мухтар!», «Разведчики», «Угрюм-река», «17 мгновений весны» и другие.
Кроме съемок, Владимир Николаевич вел большую общественную работу, был членом райкома Ленинского РК ВКП (б) города Молотова (Перми), дважды избирался депутатом Молотовского Городского Совета депутатов трудящихся, состоял в руководстве партийной организации киностудии имени Горького.
Всегда внимательный к проблемам других, всегда находящий доброе слово поддержки, искренний, отзывчивый человек, таким запомнился Владимир Емельянов тем, кто с ним работал, дружил.
Последний год своей жизни Владимир Николаевич как всегда сполна отдал кино, четыре фильма вышли на экран с его участием. Мог быть и пятый. Летом 1975 года Емельянов уехал в Донецк на съемки новой картины. 1 июля был полный съемочный день, летняя изнуряющая жара мешала работать, но, собрав волю в кулак, Владимир Николаевич отыграл необходимое. Утром 2 июля творческая группа собиралась выехать от гостиницы на съемку, все ждали Емельянова, обычно он всегда был пунктуален, когда все предельно допустимое время ожидания вышло, часть группы отправилась на поиски пропавшего актера. Администратор гостиницы сказала, что не видела Владимира Николаевича на завтраке, и вообще выходящим сегодня из номера. Бросившись к Емельянову, все увидели его лежащим на полу, практически без дыхания. Срочно приехавшая скорая помощь поставила диагноз – инсульт. Емельянов был уже без сознания. Через несколько часов Народный артист России Владимир Николаевич Емельянов скончался в больнице города Донецка. Умер человек беззаветно отдававший все свои силы русскому искусству и своим зрителям, волевой, целеустремленный, как и многие из тех, кого он сыграл в театре и кино.
В Москву его тело привезли в самый разгар отпусков, не было на месте тех людей, кто мог бы пробить место на престижном кладбище. Так как Владимир Николаевич много лет был штатным актером Киностудии имени Горького, ему полагался «резерв», место на Бабушкинском кладбище, где его и похоронили.


Владимир Николаевич Емельянов:
«Работа над образом героев революции и нашей современности обостряет чувство творческой ответственности. Хочется, чтобы зритель поверил в такой образ, как в живого человека. Моя затаенная мечта? Очень хочу сыграть в кино моего современника, человека, не легко и бездумно шествующего по жизни, а одолевающего на своем пути серьезные трудности, активно утверждающего наши идеалы».